18 января 2016

Дуомо внутри

*Копалась в старых записях блога и внезапно обнаружила неопубликованный пост про горячо любимый мной Миланский собор. Видимо, это должно было стать главой к моему Топ-10 по Милану, но почему-то я его не выложила. решила тут же исправить эту оплошность*

Дорогая Танечка TatjanaSch попросила меня показать Миланский собор изнутри, и я целых две недели пыталась это сделать. Задача не из легких, хотя бы потому, что в Соборе очень сложно фотографировать. Там темно, и куча народу вечно лезет в кадр. А для меня задача усложняется еще и тем, что я люблю копать, углубляться, уточнять и вязнуть в деталях. В таком месте это чревато годами и десятилетиями изысканий, поэтому приходится бить себя по рукам, оттаскивать от сочинений Святого Амвросия и жития Святой Елены и писать очень-очень коротко)

Итак, вот как выглядел собор в начала второй половины XIX века, то есть практически сразу после завершения строительства



Обратите внимание на необыкновенно красивый резной потолок. Сейчас такое можно увидеть лишь в боковых нефах. Почему? Потому что на самом деле это лишь рисунок. Увы и ах, но это не мраморное кружево, а только искусная его имитация. Потолок в Дуомо "переписывали" пять раз начиная с XVI века. Последний вариант - это первая половина XIX в. К сожалению, во время реставрации 1962-71 годов почти все рисунки пришлось снять, чтобы усилить свод.

Вот современный вид. Во время службы часть с лавками перекрывают, оставляя для прихожан. Здесь хорошо виден прекрасный многоцветный мраморный пол. Он пришел на смену старинному полу из неравномерной каменной кладки и терракотовых кирпичей. Узор был разработан Пеллегрино Тибальди, а укладка началась в 1585 году.


Недалеко от входа в мрамор пола встроена тонкая латунная полоса и изображения знаков зодиака. Это Меридиан. Он был создан астрономами обсерватории Брера в 1786 году, но долгие годы работал неверно из-за технических просчетов. Ошибка была исправлена лишь в 1976 году. Действует он очень просто. В полдень через отверстие в крыше в собор проникает луч солнечного света и показывает, в каком зодиакальном созвездии сейчас находится солнце.


По стенам боковых нефов расположено огромное количество гробниц. Вот эта, например, - гробница Марко Карелли, богатого купца, завещавшего свое состояние на строительство собора. Эти деньги позволили в свое время возобновить работы, и благодарные строители назвали в честь Карелли первую из 135 статуй на шпилях собора. Так же там можно найти мраморную доску со списком всех миланских архиепископов.


Одна из загадок Дуомо - канделябр Тривульцо. До сих пор неизвестно, кто, где и когда его сделал. Собор получил его в дар от своего протоиерея Джованни Батиста Тривульцо, который лишь упомянул, что привез его из Франции, где у его семьи были большие связи. Шестиметровый канделябр поддерживают четыре дракона, которых мучают люди и животные. Это символизирует вечную борьбу добра и зла. Сам канделябр с семью ветвями символизирует Церковь, а его ствол испещрен важнейшими сценами Старого и Нового Завета. Предположительно его создал в начале XII века мастер англо-нормандской школы.


Статуями собор украшен не только снаружи, но и внутри. Без сомнения самая примечательная из них - это статую Святого Варфоломея. Он был проповедником. И согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя схватил святого, и его распяли вниз головой. Однако Варфоломей продолжал проповедовать, и тогда его сняли с креста, содрали с него кожу и обезглавили. Вот такая жуткая история. Поэтому и изобразили святого мученика с небрежно накинутой на плечи кожей.


В глубине пресбитерия (части собора за алтарем, куда могут входить лишь священники) по обе стороны от башенки дарохранительницы стоят еще две любопытных статуи. Это статуи двух самых почитаемых святых в Милане - святого Карло Борромео и святого Амвросия. Первую в 1610 году подарил собору Университет ювелиров. В 1673 году статуя была дополнительно украшена жемчугом и драгоценными камнями. А в 1698 году жители города подарили Дуомо вторую статую.

Это Сан Карло:


Высоко над алтарем хранится одна из самых ценных реликвий собора - гвоздь из Животворящего Креста. Существует несколько версий появления гвоздя в Милане. Одни считают, что гвоздь подарил святому Амвросию император Феодосий, другие, что они прибыл вместе с мощами Трех Волхвов и некоторое время хранился в Базилике Св. Эусторджио, возможно он был подарен Оттоном III епископу Арнольфо II, а может гвоздь прибыл в Милан с крестоносцами. Для спуска реликвии с XVII в. существует специальный челнок или "лифт", украшенный ангелочками и облаками. До 1986 года гвоздь опускали и демонстрировали верующим каждое 3е мая - в празднико Обретения Креста, а теперь - 14 сентября - в праздник Воздвижения. Во все остальные дни, чтобы верующие могли заметить реликвию на такой высоте, гвоздь подсвечивают красным фонариком.


Интересна не только наземная часть Дуомо, но и его подземелья.

Под алтарной частью находится сокровищница и крипта святого Карло Борромео. Мощи святого архиепископа миланского покоятся в гробу, сделанном из серебра и горного хрусталя. Гроб был подарен в 1610 году испанским королем Филиппом IV, и без сомнения является достойным той личности, чьи останки в нем покоятся. Каждый год в центральном нефе собора с 25 октября и до праздника Богоявления вывешивается цикл картин, посвященных жизни и чудесам святого.


В противоположной части под фасадом собора сохранился древни баптистерий Сан Джованни алле фонти. Это первый восьмиугольный христианский баптистерий (8 углов символизируют 8 дней: 7 дней творения и восьмой - воскрешения). Его начали строить в 378 году, а 24 апреля 387 года святой Амвросий крестил в нем Блаженного Августина. Развалины баптистерия были обнаружены в 1889 году на глубине 3,8 метров под полом собора.


Это, конечно, далеко не все, что можно рассказать о соборе. И вообще, в процессе написания я поняла, что после четырехлетнего знакомства так только в Дуомо ничего и не видела. Поэтому меня не перестают удивлять те люди, которые говорят, что в Милане нечего смотреть. Но это полная ерунда! Так что приезжайте в Милан, любите его, а я буду по мере сил рассказывать о его неиссякаемых сокровищах.

*Фотографии почти все не мои. Частично отсканированы из замечательной книги "IL DUOMO arte-fede-storia"

6 комментариев:

  1. Спасибо,как много нового узнала,как будто побывала в Милане!Очень интересный материал,и фотографии.

    ОтветитьУдалить
  2. Алёна, огромное спасибо!!! Это безумно интересно! Столько необычного!
    Хочу с тобой в Милан!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, пожалуйста! Я тоже хочу в Милан, но пока никак

      Удалить
    2. неее, я просто так не хочу! Я хочу только с тобой, ты столько знаешь, и так интересно рассказываешь! А я так люблю слушать о чем-то новом. Вот я у тебя столько всего нового для меня читаю!!!
      Спасибо тебе за это!

      Удалить
    3. Наташа, мне очень приятно!!!

      Удалить

Thank you for leaving comments :)