22 января 2014

Рижский модерн

Во время недавнего творческого застоя я думала о том, что меня вдохновляет, и пришла к выводу, что один из самых глубоких и живительных источников вдохновения для меня - это стиль Арт Нуво (он же модерн, он же югендстиль, сецессион, либерти, модернизмо и т. д.). Мне настолько нравится эта архитектура, что я даже специально ездила прошлым летом в Ригу посмотреть музей, посвященный модерну, а так же самую большую коллекцию зданий в стиле Арт Нуво в мире. Теперь хочу поделиться с вами подробностями своего путешествия и вдохновением, которое оно мне подарило.

В Риге около восьми сотен домов, построенных в стиле начала XX в, и наткнуться на них можно в любой части города. Я, как и многие туристы, начала прямо из центра. Этот изящный дом с башенками на улице Smilšu ⅓ недалеко от кафедрального собора - здание конторы страхового общества Россия.



Чуть дальше, на улице Kalēju 23 стоит ярко украшенный доходный дом.


Одно из самых знаменитый зданий в городе - дом с кошками - тоже построен в стиле модерн.


Говорят, что изначально кошки стояли хвостами и другими неприглядными частями в сторону здания Большой гильдии. То есть раньше они смотрели в противоположную сторону.


Дело в том, что владелец этого здания в юности хотел стать членом гильдии, но в нее принимали только сыновей немецкий семей, а юноша был простого - латышского - происхождения, так что в гильдию его не приняли. Но он не отчаялся, а разбогател и отомстил обидчикам... кошками))) Кстати, здания Большой и Малой гильдии, расположенные неподалеку, тоже очень красивые. Они построены в стиле эклектики.


В здание Малой гильдии даже можно зайти.


Основная же часть сокровищ хранится чуть в стороне от старого центра города, в районах, куда разрасталась Рига, второй по величине порт Российской империи, в начала ХХ века. Например, небольшая улица Альберта вся застроена домами в стиле Арт Нуво.


На этой фотографии видно, что многие дома реставрируются. Рига очень активно готовится к тому, чтобы в 2014 году стать культурной столицей Европы.
На той же улице Альберта в доме, построенном по проекту Константина Пекшенса, находится музей модерна, который организовали в 2009 году в квартире, где жил сам архитектор.


Тут полностью восстановлена обстановка, так что можно легко представить быт начала XX века.



Сотрудники музея, одетые по моде того времени, с удовольствием вам все покажут. В столовой вас встретит хозяйка.


На кухне - повариха.


Служанки я не видела, но в ее комнате есть очень нужная вещь! Я начинала шить на похожей)


Ну, а тут вы и сами разберетесь))))


Многие архитекторы модерна делали центральным элементом своих построек лестницы. Так что эта банальная, утилитарная часть дома становились его ядром и настоящим произведением искусства. Дом на улице Альберта не исключение. Посмотрите с первого этажа наверх. Прекрасный вид, неправда ли?


А если подняться на пятый этаж, можно попасть в еще один музей - дом-квартиру художника Яниса Розенталя, одного из основателей латышского национального изобразительного искусства. Художник творил в начале ХХ века, так что и его жилище оформлено в стиле модерн. Я не сразу нашла вход в музей, поэтому забрела на лестницу для прислуги, и меня впустили в квартиру художника с черного хода))


Один из самых знаменитых рижских домов в стиле модерн стоит на улице Элизабетс. Построил его Михаил Эйзенштейн, отец известного советского режиссера Сергея Эйзенштейна. Гигантские маскароны, украшающие дом, вы увидите на каждой второй сувенирной открытке.


Пройдите по всей улице Элизабетс, чтобы полюбоваться на другие, не менее прекрасные дома.



Когда я была в Риге в первый раз, то посмотрела лишь старый город - крошечный и как будто игрушечный. Тогда я даже и не знала, что здесь есть столько сокровищ. Надеюсь, что скоро поеду в Ригу снова!

2 комментария:

  1. Алена, ну очень красиво и интересно, спасибо за прогулку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! В ближайшее время никуда не еду, вот, вспоминаю свои старые путешествия)

      Удалить

Thank you for leaving comments :)