Ну, как? Ждали продолжения? Честно говоря, я ждала) Очень люблю писать о своих путешествиях и узнавать много нового о том, где была!
Итак. То, что мне для осмотра следующего шедевра нужно было отправиться в лечебницу для душевнобольных, было для моей путешественной карьеры весьма ново. Но что делать, если строил эту больницу все тот же неутомимый, вездесущий и гениальный Отто Вагнер.
И надо признать, не зря старался. Это первая психиатрическая больница, в которой мне захотелось остаться (уж не подумайте дурного, она же единственная, в которой я была). Вход на территорию лечебницы свободный. Примечательно, что и выход тоже. Здания утопают в цветах.
И даже скромный домик привратника - памятник югендстиля.
Больничный комплекс расположен на невысоком холме, корпуса окружены деревьями, все утопает в цветах. Тишина и покой. И даже если ты не болен, все равно так и чувствуешь, как твои нервы приходят в порядок. И хочется любоваться буквально всем. От фонарных столбов...
... до вывески на буфете.
Но то, ради чего я туда приехала, расположено на вершине. Нарушая все каноны религиозного строительства, церковь Ам-Штайнхоф сориентирована с севера на юг и смотрит своим потрясающим фасадом на больничные строения, расположенные внизу.
Полагаю, что Вагнер решил, раз красота может спасти целый мир, то и для скорбных главою лишней не будет. И мне кажется, он было сто раз прав. Кстати купол вам ничего не напоминает? Считается, что на этот золотой купол Вагнера вдохновило здание Сецессиона. Вот так совершенно светское здание повлияло на культовую архитектуру.
На одном из сайтов прочитала, что она облицована каррарским мрамором, из которого построен обожаемый мной Миланский собор. Внутрь попасть не удалось, но и снаружи тут есть на что посмотреть. И витражи, и золоченый декор. Над главным входом на колоннах стоят четыре ангела. А еще выше на колокольне справа в кресле восседает Святой Леопольд, в честь которого освящен этот храм. На коленях у него уменьшенная копия церкви. Слева сидит Святой Северин.
Кстати на остановке напротив больницы можно узнать, насколько ты похудел после встречи с прекрасным.
Но и этой красоты сецессионистам было мало. Они считали, что для истинного воплощения принципов югендстиля следовало окружить себя искусством, полностью в него погрузиться. А для того, чтобы создавать это окружающее людей искусство, Йозеф Хоффман и Коломан Мозер организовали Венские мастерские, где решили воплотить концепцию Гезамкунтцверка - великого универсального произведения искусства, которое должно включить в себя все виды искусств. Звучит это конечно зубодробительно, но на самом деле идея очень близка по духу например лично мне. В мире, который захлестнула волна индустриализации, Хоффман и Мозер решили вернуться к цеховому производству, создавать утилитарные вещи, доводя их до уровня произведения искусства. Они считали, что лучше сделать одну вещь за десять дней, чем десять за один.
Посмотрите на эти чудесные вещицы. Перечница и подставка для яйца - одни из самых известных экспонатов венского Музея прикладного искусства. Мне кажется, они и сейчас смотрятся свежо и актуально. Разве нет? Но вот в начале XX века в Вене высшее общество еще не отошла от излишне декоративного стиля бозар, и такая простота многим казалась слишком простой, даром что сделана из серебра. А Хоффман даже поплатился за свой фирменный дизайн, получив прозвище "Квадратик" Хоффман.
Несмотря на заоблачную стоимость продукции мастерских, было в художниках что-то от социалистов. Ведь они впервые принесли искусство туда, где его никогда не видели, - в помещения для слуг. Кухонные шкафы и утварь, которые не было нужды украшать, потому что ее кроме кухарок никто не видел, теперь тоже стали частью Гезамкунтцверка.
В 1905 году Йозеф Хоффман нашел своего идеального заказчика. Адольф Стокле, наследник богатейшей семьи бельгийских банкиров заказал ему построить виллу, правда в Брюсселе. Мало того, что заказал, Стокле был настолько богат, что мог не ограничивать Хоффмана в средствах. В результате вилла стала воплощением тотального искусства. Все от дверной ручки до проекта самого здания выполнялось мастерами Венских мастерских и стало составной частью единого произведения. Казалось бы нет лучше места на земле для фаната модерна, чем вилла Стокле. Садись на самолет или поезд, и вот тебе рай. Но к сожалению, наследники бельгийца оказались совсем не такими щедрыми и великодушными, как их достойный предок. Вилла до сих пор является предметом тяжбы, и доступ на нее закрыт.
Источник фото: http://projetautriche.blogspot.ru/2015/02/le-palais-stoclet.html |
Как человек, не привыкший носить обувь на каблуке, считаю, что туфли могут быть либо удобными, либо красивыми. Это я к тому, что в ответ на тотальное искусство появился человек, который заявил, что в произведении искусства жить нельзя. Перед тем, как начать работу в Вене, Адольф Лоос провел несколько лет в Северной Америке и вернулся оттуда со знаменем функционализма в руках. Когда Сецессион боролся с консерваторами, молодой архитектор выступал и против первых, и против вторых. Лоос считал архитектуру неестественной средой обитания, и чтобы она стала наиболее комфортной, она должна как можно меньше раздражать наши рецепторы, то есть быть незаметной. Самым ярким выражением его идей стал дом фирмы "Goldman & Salatsch".
Если учесть, что напротив дома стоит один из корпусов императорского дворца, понятно, от чего в городе разгорелся очередной архитектурный скандал. Здание окрестили "Домом без бровей", а единственная уступка, на которую пошел архитектор, это цветочные горшки под окнами.
Хотя все же нельзя сказать, что этот дом совершенно лишенным декора. Мрамор и чудесная расстекловка первых двух этажей визуально отделяют торговые площади здания от остальных помещений.
В том же стиле функционального минимализма Лоос оформил книжный магазин "Манц"
и Американский бар.
Максимальной незаметности Лоос, как мне кажется, добился, построив виллу для своего друга адвоката Шоя. Я честно прошла мимо и не заметила, пока не посмотрела в путеводителе, как должен выглядеть дом, которую я ищу.
Но зато архитектору и его жене наверняка было очень приятно солнечным утром выходить на одну из террас, которые образуют эти большие ступени.
Вот такой я увидела Вену. Конечно я слушала оперу, ела сухую Прагу под названием Захер, но вы уже поняли, что мне понравилось больше всего)) А ваши какие впечатления?
0 коммент.:
Отправить комментарий
Thank you for leaving comments :)