Это иллюзорное творение, окруженное словно нимбом мраморным кружевом, по сути своей первый готический собор в Италии в том виде, в котором последователи аббата Сугерии строили во Франции, Германии и Англии уже больше трех сотен лет.
Задумал строительство в 1385 году Джан Галеаццо Висконти, наследник династии Миланских правителей. Это произошло всего через две недели после того, как слывший набожным и боязливым Джан Галеаццо посадил своего дядю, вместе с которым они управляли городом, под арест и стал единоличным правителем.
Изначально новый кафедральный собор на месте двух старых (один из этих соборов долгое время находился внутри возводимого нового храма), не вмещавших уже всех желающих, планировалось строить из кирпича. И если бы этот план претворили в жизнь, Дуомо выглядел бы примерно так:
Но уже через два года перед Джан Галеаццо открываются совсем иные перспективы. Он покоряет почти всю Северную Италию и выдет дочь замуж за брата французского короля. Милан превращается из города-колонии в столицу будущего королевства. А столице нужен не просто самый большой собор в Европе, а что-то совершенно особенное. Поэтому Висконти отдает под нужды строительства мраморные копии Кандолии, а на помощь местному архитектору приезжает специалист из Франции, чтобы построить так, как строят по другую сторону Альп.
Мрамор подвозили к стройке по системе городских каналов
Нельзя сказать, что в Италии не было готики. Однако в отличие от родоначальницы этого стиля Франции, итальянцы не использовали технических новшеств этого стиля, предпочитая старые тяжеловесные романские конструкции. Но с Миланским Дуомо все было не так. Изначально задуманный готическим, он и стал таковым в полном смысле этого слова благодаря влиянию французских и немецких архитекторов и инженеров, ни один из которых, кстати говоря, не продержался на стройке долго (иностранцев в Милане не жаловали, хоть и не переставали приглашать). Легкая конструкция позволила достичь впечатляющей высоты здания и значительно увеличить внутреннее пространство.
14 лет вплоть до смерти Джан Галеццо в 1402 году стройка шла полным ходом. В результате собор был готов чуть меньше чем наполовину. Однако после смерти правителя, работы почти прекратились, и потребовалось еще около 400 лет, чтобы завершить стройку. С переменным успехом строительство то останавливалось, то возобновлялось. В какой-то момент даже предрекали обрушение конструкции из-за просчетов в чертежах.
В 1418 году в Милан приезжает папа Мартин V. Чтобы понтифик смог освятить алтарь в недостроенном соборе, за два дня разрушают старую базилику Санта Мария Маджоре, которая 30 лет находилась внутри нового собора. Весь же собор освятили лишь 150 лет спустя. Архиепископ Карло Борромео, будущий святой и покровитель Милана, освятил все так же недостроенный храм в 1577 году. За 150 лет герцогов Висконти сменили Сфорца, а потом и семья Борромео, над Дуомо возведена крыша, а над самым алтарем построена башенка - тибурио, идут работы по созданию витражей, а готика уступает место Возрождению. Встает вопрос оформления фасада, и тут архиепископ принимает решение поменять стиль всего собора, так как готика в умах людей теперь прочно ассоциируется с Германией, а значит - с протестантизмом. Не могу представить, что было бы, воплотись это намерение в жизнь. Но на этот раз время на стороне собора - обсуждение различных проектов затягивается еще почти на сто лет. А в 1649 году новый архитектор Карло Буцци предлагает вновь вернуться к готике. Но даже еще через сто лет фасада все не было. Зато к 1774 году башенку тибурио наращивают шпилем и водружают на нее статую Божьей Матери-покровительницы города из позолоченной меди, прозванной Мадоннина. В городе появилась традиция - не строить здания выше неё (на сегодняшний день в Милане построены два здания выше шпиля Дуомо - это здание Пирелли и палаццо Ломбардия, на крыше обоих установлены копии статуи).
Споры о фасаде прекращает своим указом сам Наполеон лишь в 1805 году. Фасад достраивают за семь лет. Из-за недостатка средств и сжатых сроков возвращаются к неоготическому проекту 1649 года.
Строитальство собора официально закончено, однако, на протяжении всего XIX века на крыше возводятся недостроенные шпили со статуями. А почти сразу после завершения фасада начинаются работы по реставрации собора, которые продолжаются до сих пор.
На крыше собора разложены детали декора: желтые - старые, белые - новые, на замену
Одна из самых ранних фотографий, которую мне удалось найти - 1858 год. На ней хорошо видно, как близко подходили к собору жилые дома. Сквозь лес шпилей проглядывает колокольня.
Здесь колокольня видна лучше, а вокруг собора сносят дома под строительство галереии Витторио Эмануэле II
В 60-ые годы XIX века колокольни уже нет
Около 1875 г.
Между 1885 и 1888 годами и в наши дни
1915
1925
Еще один временной коллаж
Прокладка метро в 50-ые годы XX века
И моя любимая - 1960 год
Совсем недавно мне пришло в голову, что кроме своего родного города и близстоящей Москвы больше всего времени я провожу именно в Милане :) Так что непременно буду писать про этот замечательный город еще.
Все старинные фото взяты с сайта Flickr
Италией восхищена, очень хочу туда попасть, но пока видимо не судьба))) хотя "последователей" Миланского собора воочию видела во Франции, Германии и Англии =))))
ОтветитьУдалитьАлена, отличный рассказ получился! Спасибо тебе!!!
а я вот как раз наоборот, ни во Франции, ни в Англии не была) И тоже хочу))
ОтветитьУдалитьочень рада, что понравилось) скоро будет новый рассказ
Алена, стиль текста очень классный, читается на одно дыхании! Вы наверно лингвист? ;)
ОтветитьУдалитьСпасибо!!! Мне очень приятно)
ОтветитьУдалитьНет, я не лингвист, я бухгалтер. А языки - это мое хобби как и рукоделие